Положение

Программа как документ и источник информации ориентирована на решение следующих главных задач:
2.1. Зафиксировать и включить в контекст внешней среды существующее состояние и перспективы развития Школы.
2.2.Определить и описать портрет выпускника школы, то есть сформулировать стратегические и конкретные цели развития личности обучающихся.
2.3.Определить и описать стратегию и конкретный план действий, обеспечивающих достижение спланированных желаемых результатов и достижение целей.

3. Структура ООП

3.1. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела:целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
• программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
• программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
• программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
• учебный план начального общего образования;
• план внеурочной деятельности;
• систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
3.2. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования.
3.3. Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.

4. Краткая характеристика разделов основной образовательной программы начального общего образования

4. 1.Пояснительная записка
Одним из разделов ООП образовательного учреждения, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НОО, является пояснительная записка. Цель пояснительной записки – представить и описать концептуальные основы и особенности ООП образовательного учреждения.
В пояснительной записке представлены следующие компоненты ООП образовательного учреждения:
- Описание типа и вида образовательного учреждения, в котором будет реализовываться данная образовательная программа.
- Цели и задачи образовательного учреждения, реализуемые в образовательной программе.
- Структура и содержание (основные аспекты) образовательной программы образовательного учреждения. Необходимо описать концепцию и содержание линий учебно-методических комплектов/комплекта, используемых в данной программе (далее – УМК), и обосновать выбор этих/этого УМК.

4. 2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации ООП начального общего образования. Стандарт устанавливает требования не только к предметным результатам, но и к личностным и метапредметным результатам обучающихся, освоившим ООП.
Количественной и качественной оценке подлежат только метапредметные и предметные результаты, личностные результаты количественно не оцениваются, их оценивание ведется учителем в основном методом наблюдения, получением информации от семьи.
Разработка данного раздела ООП обоснована выбранным УМК и соответствует авторскому варианту.

4. 3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Назначение раздела в рамках образовательной программы образовательного учреждения:
-сформулировать основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
-сориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
-обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющие вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
-представить свою систему оценки достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования), позволяющую оценивать динамику учебных достижений обучающихся.
Разработка данного раздела ООП обоснована выбранным УМК и соответствует авторскому варианту.

4. 4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Новые социальные запросы, отраженные в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования включает: виды формируемых УУД, результаты развития УУД, основные критерии оценивания, типовые задачи для формирования УУД. Программа формирования УУД разрабатывается в соответствии с авторской программой избранного УМК.

4.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов
Требования ФГОС НОО к программам отдельных учебных предметов, курсов – это требования к отбору содержания (дидактического и технологического), что обеспечивает результаты освоения ООП НОО (в том числе программы формирования УУД). В соответствии с требованиями ФГОС НОО программы отдельных учебных предметов.
В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 32 п.16, 23) образовательное учреждение вправе самостоятельно составлять рабочие программы по предметам начального образования на основе имеющихся авторских программ, прошедших экспертизу и апробацию, а также выбирать учебники и пособия к ним из числа, внесенных в федеральный перечень учебников и пособий.
Программа по предмету в авторской редакции является основой для составления рабочей программы учителя. Целеполагание и содержание образования в соответствии с учебной программой и учебниками – дело авторов учебников; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся– дело творчества учителя.
Данный раздел программы может быть разработан методическим объединением. В составленном учителем планировании должны быть отражены не только содержательные компоненты, но и деятельностные.

4. 6. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативной правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются ФГОС НОО, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы должна быть разработана с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, муниципалитетов, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.
В приложении к программе содержатся примерные темы детских проектов, родительских собраний и диагностик, направленных на исследование нравственной сферы школьника.
Неотъемлемой частью образовательного процесса, воспитания обучающихся в учреждении, реализующем стандарт нового поколения, является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями стандарта она организуется по таким направлениям развития личности, как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. . Выбор направлений внеурочной деятельности и количества часов для одного ученика остается за учащимися и их родителями (законными представителями). План внеурочной работы должен предоставить детям максимально широкий спектр видов деятельности для их свободного выбора. Реализация внеурочной деятельности может осуществляться через:
учебный план образовательного учреждения);
дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
организацию деятельности групп продленного дня;
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Для оценивания результатов образования могут использоваться разные технологии, в том числе и технология «Портфолио», но оценочным процедурам внеурочная деятельность учащихся не подлежит.

4. 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Разработка программы формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по ее реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

4. 8. Программа коррекционной работы
Данный раздел программы начального общего образования разрабатывается для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе нормативных документов (приказы, распоряжения, письма и др.); локальных актов, распоряжений образовательного учреждения, предусматривающие организацию обучения детей с соблюдением принципов коррекционно-развивающего обучения, создание специальных условий.

4. 9. Учебный план начального общего образования
Нормативным основанием для формирования учебного плана образовательного учреждения является Примерный учебный план общеобразовательных учреждений Оренбургской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. Учебный план образовательного учреждения строится в соответствии с ФГОС НОО, обеспечивает постепенное введение в действие и реализацию требований стандарта.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных образовательных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

4. 10. План внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность учащихся — специально организованная деятельность учащихся 1-4 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (далее — внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения.
План внеурочной деятельности составляется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.
Продолжительность занятий для учащихся 1 классов составляет 35 минут, для учащихся 2-4 классов – 45 минут. Между учебными занятиями и занятиями по внеурочной деятельности должен быть перерыв не менее 30минут.
План внеурочной деятельности составляется 1 раз в год и утверждается директором школы.

4.11. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта (далее - система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Система условий учитывает особенности образовательного учреждения, а также его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия).
Система условий содержит:
• описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, а также учебно-методического и информационного обеспечения;
• обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения;
• механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
• сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
• контроль за состоянием системы условий.

5. Порядок разработки и утверждения ООП НОО
5.1. ООП разрабатывается на основе ФГОС НОО с учетом примерных основных образовательных программ, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ в рамках ФГОС
5.2. ООП ежегодно обновляется (в части состава дисциплин, установленных в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ предметов.
5.3. Ответственной за разработку, формирование и хранение комплекта документов, входящих в ООП, является заместитель директора по учебной работе.
5.4 ООП утверждается директором школы.

6. Основные права и обязанности участников реализации ООП НОО
Учитель начальной школы:
– участвует в разработке и обсуждении отдельных содержательных разделов ООП (рабочих учебных программ курсов, модулей);/br> –участвует в разработке контрольно-измерительных материалов по отдельным учебным курсам;/br> – участвует в оценке выполнения и коррекции программы./br> Методическое объединение учителей начальной школы:
– разрабатывает основное содержание ООП НОО: разрабатывает и обсуждает рабочие программы учебных, развивающих курсов и образовательных модулей;
– участвует в мониторинге реализации программы, обсуждает его итоги, вносит коррективы в программу на очередной учебный год;
– обеспечивает разработку учебно-методической документации, проектов локальных нормативных актов;
–разрабатывает и обсуждает контрольно-измерительные материалы в соответствии с планируемыми результатами начального образования.
Педагогический совет:
– рассматривает и обсуждает основные положения и разделы ООП НОО;
– выносит текст программы на рассмотрение и утверждение директору школы.
Администрация школы:
– организует всю процедуру формирования, обсуждения и утверждения ООП;
– участвует в разработке и обсуждении программы;
– осуществляет контроль над выполнением программы и производят оценку достижений отдельных результатов ее выполнения;
– организует проведения итоговой аттестации обучающихся по итогам выполнения ООП;
– обеспечивает условия для реализации программы.
Родители:
– формулируют запрос педагогическому коллективу на расширение состава развивающих курсов и состава внеурочной деятельности и их соотношение;
– принимают участие в обсуждении и реализации ООП;
–участвуют в оценке выполнения программы.

7. Заключительные положения.
7.1 Данное Положение является локальным правовым актом Школы.
7.2. Настоящее Положение вводится в действие приказом директора школы.
7.3. Настоящее Положение действует до внесения изменений и дополнений в законодательство РФ в области образования.

Программы

  • Основная образовательная программа
  • Программа развития
  • Школьная программа развития воспитательной компоненты.
  • Программы внеурочной деятельности.
  • Адаптированная образовательная программа на 2016 - 2017 гг.