• Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год.

    Проблемный анализ воспитательной работы
    в МАОУ «Начальная общеобразовательная школа»
    за 2013 – 2014 учебный год

    Педагогическим коллективом школы была разработана программа воспитательной работы «ИСТОКИ», которая включает в себя подпрограммы гражданско – патриотического воспитания «Я - гражданин России», работы с родителями «Семья и школа», работы с одарёнными детьми «Золотые россыпи», по самоуправлению.

    Система воспитательной работы формируется по направлениям: нравственное воспитание: воспитание моральных устоев личности, взаимоотношений в коллективе, художественно-эстетическое и трудовое воспитание: формируется художественный вкус, знание и понимание культуры народов, отношение к труду, культура здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, проведение дней здоровья, профилактические осмотры и диспансеризации, гражданско-патриотическое воспитание – воспитание гражданина России, ученического самоуправления, системы работы классного руководителя, общешкольных дел (традиций ).

    В условиях преобразования нашего общества все большее внимание на страницах самых разных изданий уделяется проблемам человека, его сознания, духовности, культуры, нравственности, образования и прежде всего проблеме интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов общества.
    Главной тенденцией в развитии школы в последние годы стала нацеленность на соединение процессов обучения и воспитания, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Это означает, с одной стороны, изменение подходов к построению учебных занятий в сторону создания условий для включения детей в познавательную деятельность, а с другой – организацию внеклассной работы с позиции воспитания ключевых компетентностей, в том числе - интеллектуальной и социальной личности.

    В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется школой, в том числе, и через внеурочную деятельность.

    В нашей школе внеурочная деятельность организована по  направлениям на основе изучения потребностей, пожеланий родителей, возможности школы и интересов педагогов.

    В марте 2012 года мы познакомили родителей будущих первоклассников с особенностями организации обучения и воспитания по новым образовательным стандартам. Результаты анкетирования  показали заинтересованность родителей в сохранении здоровья, развития творческого и интеллектуального потенциала детей.

    Школой был предложен спектр занятий по различным направлениям внеурочной деятельности. Каждый педагог разработал рабочую программу своих занятий, цель которой создание условий для проявления и развитие ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. На занятиях используются такие технологии как: проектная деятельность; дифференциация по интересам; информационные и коммуникационные технологии; игровые технологии; обучение на основе «учебных ситуаций»; социально – воспитательные технологии; технология саморазвития личности учащихся.

       В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: общекультурное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное,  духовно-нравственное, социальное.

    1. Общекультурное направление представлено  кружками: «Художники - затейники»; «Музыкальный театр»; «Клуб книголюбов», «»Природа и творчество», «Волшебная глина».

    Целью данных кружков является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению в нашей школе работают педагоги, которые осуществляют свою работу в форме игровых занятий, бесед, выступлений перед учениками нашей школы и детского сада.

    2. Спортивно-оздоровительное направление представлено в нашей школе кружками: «Юный гимнаст», «Волшебный каблучок», «ЮИД».
    Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных и  интеллектуальных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.

    3. Духовно-нравственное направление осуществляется в кружках: «Час общения», драматический, «Час чтения».

    Программа  кружков данного направления определяет, основные пути развития духовно-нравственного воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.Работа в  кружках осуществляется в форме бесед, сообщений, экскурсий в краеведческий музей, тематических праздников, просмотра видеофильмов, выпуска стенгазеты и др.

    4. Общеинтеллектуальное направление  представлено в кружках: «Хочу всё знать!», «Что? Где? Когда?», « Почемучки», « Знайка», « Юный исследователь», «Юный эрудит», «Умники и умницы», «Ассорти», «Цветная логика».

    Данные кружки ориентируются на развитие у детей интуиции, пространственного и логического мышления, формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать её.
    Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и  к социуму.

    Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это он осуществляет совместно с семьёй и другими учителями, работающими в данном классе.

    Учебные и жизненные интересы школьников важны педагогам нашей школы и стали объектом их заботы. Усилия воспитателей, учителей, психологической службы школы и родителей объединяет стремление помочь раскрыться тому неповторимому, что есть в каждом ребенке.

    Наша школа сильна традициями.

    Учебный год начинается с традиционного праздника знаний “Здравствуй, школа!”, в котором принимают участие учащиеся 1 - 4 классов.

    В организации учебно-воспитательного  процесса большое значение придается работе  проектных мастерских, так как приобретенный учащимися опыт работы над проектом позволяет вести обучение на  высоком уровне самостоятельности и  включает учащихся не только  в процесс познавательной деятельности,  но и процессы поисковой, исследовательской, проектной работы с учебным материалом. В этом году в рамках недели по окружающему миру в школе прошёл конкурс проектов. В нём приняли активное участие ребята 2-4-ых классов, а так же  учителя и родители. Победители конкурса представили свои проекты родителям на «Совете школы», а потом приняли участие в работе  Муниципальной научно-практической конференции младших школьников «Открой свой мир».    Педагогический коллектив школы стремиться создать благоприятные условия для всестороннего развития личности каждого ученика, отводя определенную воспитательную роль учебно-познавательной деятельности. На уроках в учебной деятельности, учителя формируют научное мировоззрение учащихся. Это находит продолжение и во внеклассной работе, во внеурочных занятиях. Традиционными стали в школе предметные  декады. В рамках, которых в школе используются различные формы внеурочной деятельности: предметные олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, устные журналы, выпуск газет и т.д. Традиционно, из года в год, проходит декада памяти «Этот праздник со слезами на глазах!», в рамках которой  проводятся тематические уроки, различные конкурсы, встречи с ветеранами ВОВ. Высокий патриотический подъем среди учащихся школы вызывают «Смотр строя и песни» учащихся 4-ых классов и литературно-музыкальная композиция “Подвигу народа жить в веках!” с приглашением   ветеранов ВОВ.

    Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию в наших детях  таких высоких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, доброта, отзывчивость, благодарность, ответственность, чувство долга перед старшим поколением.

    К 23 февраля проводятся традиционные мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества. Акция «Письмо солдату» -  совместно с Военкоматом. (Письма и поздравления, написанные ребятами нашей школы, ежегодно рассылаются в части, где служат наши земляки).  Уроки мужества “Военная история России” с участием военнообязанных граждан нашего города показали интерес учащихся к профессии военного, к истории Вооруженных сил России. К этому празднику ежегодно поводятся спортивные соревнования: военно-спортивная игра «Зарница», чемпионат по баскетболу и пионерболу среди 4-ых классов, «Рыцарский турнир».

    В становлении личности учащихся школа большую роль отводит нравственно-эстетическому воспитанию, которое способствует духовному формированию личности, развитию творческих  способностей.

    В сфере воспитания в нашей школе коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) занимают особое место, т.к. имеют огромное влияние, как на личность каждого человека, так и на весь большой ученическо-учительский коллектив школы.

    КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле. Результатом такого творчества становятся написанные сочинения, стихи, сценарии. Выставки, организуемые почти всегда во время проведения коллективных творческих дел, демонстрируют широкий спектр творческих работ, начиная с рисунков, плакатов, газет, заканчивая поделками, изделиями из различных материалов, макетами.

    Старт КТД проводится на общешкольной линейке. На нём сообщается тема, цель, задачи, этапы, задания по этапам.

    В школе КТД проводятся раз в четверть.

    В первой четверти традиционно  проходит КТД: «Осенний марафон» В рамках этого КТД на промежуточном этапе проводится выставка поделок из природных материалов среди  1-ых классов «Дары осени», конкурс рисунков «Золотая осень» среди 2-ых классов и фотовыставка «Кувандыкская осень» . Итогом этого КТД является театрализованное представление для 1 – 4-ых классов «Осень, осень в гости просим!».

    В школе ежегодно проходят мероприятия посвящённые юбилеям писателей и памятным датам. В этом году  проходило КТД «Стихи из детства», посвященное юбилею Н. Некрасова.

    Ко Дню космонавтики в школе прошёл цикл мероприятий «Страна, открывшая космос!». Старт КТД был дан на праздничной линейке.  В рамках этого мероприятия была организована выставка творческих работ «Страна, открывшая космос», оформлен уголок «Первые шаги в космосе».

    В классах проведены классные часы на тему «Труден путь до тебя, небо!», прошли соревнования «Большое космическое путешествие».

    Подготовлены и отправлены материалы в районную детскую газету «Кувандычонок».

    Участники Клуба «Золотые россыпи» - музыкальный театр «Арлекино» под руководством Ромашковой О.М. подготовил сказку «Няня спешит на помощь».
    Немалое внимание школа уделяет и трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. На территории школы расположен пришкольный участок, который включает в себя огород и цветник, посаженный руками самих детей. Овощи и травы, выращенные руками детей под руководством опытных руководителей, являются неплохим подспорьем для школьной столовой.

    Не в стороне остается и работа спортивно-оздоровительного направления воспитательной деятельности. Ежедневно утро в нашей школе начинается с зарядки. Зарядка проводится со всеми классами в большом зале под музыку. Привлекая учащихся к занятиям в спортивных кружках, используя нестандартные формы спортивных праздников и внеурочных мероприятий, учителя физкультуры способствуют повышению интереса к спортивной внеклассной работе. В школе проходят различные спортивные соревнования: «Весёлые старты», «Зимние забавы», «Большие гонки», «Зарница», «Чемпионат по баскетболу и пионерболу». Одними из любимых детьми праздниками являются осенние и весенние «Малые олимпийские игры».

    В реализации возможностей воспитательной системы классов классными руководителями использовались технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову) и технологическая модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С.Газман).

    Наиболее ярко прослеживаются существенные компоненты воспитательной системы: индивидуально-групповой,  ценностно-ориентационный,  функционально-деятельностный, пространственно-временной, диагностико-аналитический.

    Классные руководители успешно осуществляет воспитательный процесс, содействует разностороннему развитию личности, координирует учебную и внеурочную деятельность, способствует саморазвитию, координирует взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.

    В ученических коллективах сложились традиции:

    Атмосфера школьной жизни складывается из атмосферы в классах. Уровень сформированности классного коллектива зависит как от работы классного руководителя, так и от родителей, согласованности действий двух этих составляющих.

    Анализ результатов исследования позволяет судить о том, что степень удовлетворенности учащихся 1 – 4 классов школьной жизнью находится на среднем уровне (4 класса) и на высоком уровне (16 классов). Ни один классный коллектив не оценил удовлетворенность школьной жизнью низкими показателями, что позволяет судить о достаточно хорошей организации учебной и внеучебной деятельности школьников. Внеклассные мероприятия, тематические линейки, спортивные и интеллектуальные конкурсы, концерты, дни театра и кино, предметные декады, кружки, секции, походы, экскурсии – всё это способствует повышению интереса к школьной жизни вне уроков.

    Современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения и находится в состоянии непрерывного развития является школьное самоуправление. Учебно-воспитательный процесс эволюционировал от воздействия на обучающихся к взаимодействию с ними и их развитию.

    Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов.

    Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

    Через самоуправление решаются задачи:

    У нас школа – начальная, где нет старшего и среднего звена. Поэтому  важно вовлечь школьников в классные активы уже с первого класса. Параллельно необходимо создавать актив школы, в состав которого входят представители выпускных классов. В начале учебного года избирается новый актив школы и класса. Дети сами определяют  лидеров.

    Активистам предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская).

    Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

    С целью сделать школьную жизнь более интересной и увлекательной, посредством развития индивидуальных качеств учащихся через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности.

    В этом году Советом активистов были реализованы следующие проекты:  акция «Письмо солдату», рейды «Говорящий портфель», «Береги учебник свой», участие в подготовке и проведении цикла мероприятий к годовщине Победы: оформление книги памяти «И помнит мир спасённый…», оформление карты «Кувандычане на войне», линейка «Последний звонок», Выпускной бал «Прощай, начальная школа», выпуск газеты «Школьные вести» и т.д.

    Реализованные проекты самоуправления:

    Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

    Большая работа проводиться в школе по профилактике правонарушений, вредных привычек: Совет активистов; мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; проф. работа с родителями; работа по профилактике вредных привычек: табакокурения среди несовершеннолетних; пропаганда ЗОЖ.

    В школе действует программа работы с  детьми «Золотые россыпи» с целью  создания условий для оптимального развития  детей, где  на первый план ставится не только работа с одарёнными детьми, но и с ребятами с низким уровнем мотивации для того, чтобы процесс познания стал для них самоценным.
    С этой целью в школе был создан клуб «Золотые россыпи».

    Клуб работает по трём  направлениям: спортивно-оздоровительное, познавательно-информационное и культурологическое и включает в себя 20 кружков. Кружковой работой охвачено 93% учащихся. Но самое главное, что кружки посещают с удовольствием дети со слабой мотивацией и дети из группы риска.

    Поэтому клуб помогает решать следующие задачи:

    - оказание помощи ребёнку по самопознанию особенностей своего развития, склонностей и способностей;
    - поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;
    - создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования и развития творческой личности.

    Результаты выступлений на конкурсах, смотрах всех уровней

    2011 – 2012 учебный год

    Участие во Всероссийских мероприятиях

    Участие в областных мероприятиях

    Участие в муниципальных конкурсах

     

    «Русский медвежонок» 4 классы

     

    Областной смотр-конкурс
    на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях

    Областной конкурс детских рисунков, посвящённый Всемирному дню охраны труда «Безопасность и я»

    Областной конкурс детских театров «Театральные подмостки» - 3 место (рук. Ромашкова О.М.)

    (октябрь) «Шиповка юных» спортивные соревнования (многоборье) – команда  10 чел.
    Ермаков Егор 2-3 место в Первенстве МО по легкоатлетическому четырёхборью «Шиповка юных» на дистанции 60 метров.
    Педагог, подготовивший команду: Бандурина И.М.

    Муниципальный конкурс педагогического мастерства «Самый классный классный 2011»  - Лукьянова О.Н. – 2 место

    Конкурс рисунков к 170-летию Сбербанка «Наш Сбербанк»

    Конкурс рисунков по правам ребёнка «Детство- маленькая страна» - Центральная детская библиотека – 2 место Мелкумян Маша  27 участников

    Районный смотр –конкурс  на лучшую организацию массовой физкультурно-спортивной работы и детьми, подростками и молодёжью «За здоровое Оренбуржье» - 3 место
    Конкурс «Информашка-  2011 –
    1 место.
    (Команда школьников 4-ых классов
    Педагог, подготовивший команду: Селезнёва Наталья Александровна;

    Конкурс «Информашка-  2011 –
    2 место.
    (Команда школьников 4-ых классов
    Педагог, подготовивший команду: Шепилова Татьяна Александровна
    Городской конкурс декоративно- прикладного творчества «Мастера и подмастерья»
    Коллектив творческого объединения «Волшебство из бумаги» Диплом I степени, Диплом II степени (рук. Безрукова Т.М.)
    Коллектив творческого объединения «Волшебная глина» Диплом I степени – Липовская Ксения, Диплом III степени – Липовская Ксения, Тляумбетова Юля (рук. Липовская Ю.А.)
    Муниципальная олимпиада младших школьников
    Литературное чтение
    1 место - Романенко Арина 4д класс кл.рук. Баширова Л.Р.
    2 место – Логвиненко Настя 4 б класс кл.рук. Балалаева Е.Н.

    Вместе с этим для полноценной организации внеурочной деятельности в школе на сегодня имеются ограниченные ресурсы: связанные с отсутствием свободных площадей. Двухсменный режим занятий в школе и большое количество классов в параллели  создает проблемы для организации кружковой работы. Поэтому первоклассники в школе пребывают до 14.00 часов дня, дежурная группа до 17.30 часов.

    Мы организовали режим работы, учитывая санитарно-гигиенические нормы, и физиологические особенности детей. Работа школы регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, работы клубов и кружков. При составлении режима дня учитываются гигиенические требования:

    Анализируя работу  по внеурочной деятельности и учитывая, что в новом учебном году будет 5 первых классов, администрация школы определила перспективы работы в будущем году и выявила возможные риски.

    1.Мы считаем, что одной из главных проблем нашей школы для организации ВУД является отсутствие свободных площадей и, чтобы решить эту проблему школа должна выходить на социальных партнёров.
    2. Отсутствие свободных площадей, предполагает, что центральным объектом инфраструктуры будет являться учебный кабинет - классная комната. Поэтому мы планируем создать здесь максимально комфортные условия для учебной работы, игры, отдыха, определив в классе 2 функциональные зоны: учебную и игровую.

    Учебное пространство класса предназначено для осуществления образовательного процесса и обеспечено:

    Игровое пространство предназначено для сюжетных, ролевых, математических, языковых и других игр с образовательным содержанием, а также занятий конструированием. Для удобства игровое пространство оборудовано ковровым покрытием. В некоторых  классах игровое пространство обеспечено настольно-печатными играми, телевизором, DVD.

    Таким образом, реализация наших планов невозможна без достаточного финансирования ФГОС, развития школьной инфраструктуры, взаимодействия с социумом, научно-методического сопровождения уроков и внеурочной деятельности. Решение данных вопросов позволит получить ожидаемые результаты прописанные в стандарте.